О недобросовестных методах конкуренции при продаже страховых услуг страховщиками и транспортными организациями
Экономика и жизнь,
20 сентября 1997 г.
Поборы на транспорте процветают 1644 просмотра
Наводить порядок Государственный антимонопольный комитет
начал с Волгограда
Ситуация тривиальна, как табуретка. Руководство Приволжской железной дороги решило создать страховую компанию. Ее акционерами стали Астраханское, Волгоградское и Саратовское отделения дороги, имеющие контрольный пакет, а также небезразличная Министерству путей сообщения страховая компания ЖАСО. Казалось бы, благое начинание, но обернулось оно неприятностями.
Не застрахуешь груз — не повезем Вопрос, как привлечь страхователей в новоиспеченную компанию “Астра-Транс-ЖАСО”, не возникал. Ими должны были стать клиенты железной дороги. А чтобы убедить их “добровольно” воспользоваться услугами именно этой страховой компании, нужно сделать им такое предложение, от которого они не смогут отказаться. Форма “уговоров” могла варьироваться: от устной агитации до методов, выходящих за рамки честного ведения бизнеса. Тем более за клиента бороться не надо: куда он денется — дорога-то одна. Интерес железнодорожников в столь своеобразном развитии страхового дела вполне понятен. Они получали за каждый проданный полис комиссионное вознаграждение. Договорные отношения с компанией “Астра-Транс-ЖАСО”, по данным Волгоградского территориального управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК), имели многие должностные лица Приволжской железной дороги, начиная с первого заместителя начальника и заканчивая кассиром. В лучших традициях не столь давних времен к “нерадивым” страховым агентам из числа железнодорожников применялись меры дисциплинарного воздействия: приказы и указания, обязывающие должностных лиц осуществлять содействие или участие в оказании страховых услуг. В том же порядке проводилось наказание отступников. Но это еще не все. Среди подразделений железной дороги практиковалось даже подведение итогов и сравнение результатов страховой деятельности. Внедрялось этакое капиталистическое соревнование трудящихся масс.
Играть надо по-честному Неподдельная заинтересованность работников железной дороги в увеличении объемов страхования грузов вызвала в конце концов не менее пристальное внимание со стороны Государственного антимонопольного комитета. Его Волгоградское территориальное управление выдало 15 июля предписание местному отделению Приволжской железной дороги с требованием прекратить содействие предоставлению услуг по страхованию грузов. А именно: в двухнедельный срок отменить все нормативные акты, касающиеся этого предмета, и впредь запретить своим работникам в рабочее время или на рабочих местах оказывать содействие в страховании грузов. Основанием этому послужило то, что сотрудники железной дороги в принудительном порядке требовали от своих клиентов не просто страховать грузы, но и непременно в компании “Астра-Транс-ЖАСО”. Подобные действия ущемляли интересы отправителей грузов. В договор на перевозку со стороны железной дороги, занимающей доминирующее положение на данном рынке, включали услуги, в которых клиент не нуждался. Иначе говоря, происходило навязывание услуг страховщика. Вызывает большие сомнения уровень знаний страхового дела железнодорожниками. Ведь оценка риска — это целая наука, которую не осилишь с кондачка. К тому же нельзя исключать предвзятого подхода со стороны “страховщиков”, когда услуги подобного рода навязывались, хотя было ясно, что они заведомо излишни. Санкции, которыми грозят антимонопольщики, достаточно суровы. Если Волгоградское отделение дороги будет продолжать “заниматься” страхованием, то оно рискует расстаться с суммой, равной 25 000 минимальных размеров оплаты труда в виде штрафа. Персональная ответственность начальника отделения дороги может быть оценена штрафом в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.
Волгоградский “опыт” перенимать не стоит Безусловно, нарушение антимонопольного законодательства недопустимо и достойно всяческого порицания. Но в нашем случае нельзя забывать и об ущербе, который нанесен страховому делу, репутации честно работающих компаний. “Добровольно” застрахованные клиенты Приволжской железной дороги наверняка стали законченными противниками этого вида услуг. Доказательством этого могут служить результаты деятельности компании “Астра-Транс-ЖАСО”. К примеру, за полугодие собрано 2154 миллиона рублей, а страховые выплаты составили ни много ни мало — 25 миллионов. Как не задаться вопросом: а для страхования ли создавалась эта компания? Решение Волгоградского территориального управления ГАК РФ является прецедентным. И все-таки трудно заподозрить местных железнодорожников в том, что они стали первооткрывателями в использовании страхования для выкачивания денег из своих клиентов. Личный опыт путешествий и информация с мест позволяют утверждать: практика принуждения сотрудниками железной дороги своих клиентов к страхованию распространена если не повсеместно, то достаточно широко. Нарушения подобного рода касаются и отправки грузов, и пассажирских перевозок. Более того, железнодорожники не одиноки в своем незаконном промысле. “Страховую” жилу разрабатывают и авиаторы. Так что у стражей честной конкуренции работы непочатый край. В свою очередь, редакция призывает всех, кто столкнулся с подобными случаями в своей практике, сообщить об этом нам. Документально подтвержденные факты нарушений будут переданы в ГАК РФ.
Когда верстался номер, стало известно, что на предписание Волгоградского территориального управления ГАК РФ местное отделение Приволжской железной дороги ответило в конце августа фактически отпиской. Естественно, это не устроило волгоградских антимонопольщиков. Ими было направлено второе письмо с требованием устранить нарушение в недельный срок. Одновременно ГАК РФ возбудил дело против всего МПС по фактам нарушения антимонопольного законодательства в связи с навязыванием страховых услуг определенных компаний.
Д.СУЕТИН
Вся пресса за 20 сентября 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 марта 2025 г.

|
|
korins.ru, 14 марта 2025 г.
АО НСИС ввело систему мониторинга и предупреждения о подозрении на поддельное ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 марта 2025 г.
Страховщики назвали регионы, где меньше всего аварийных водителей

|
|
ТАСС, 14 марта 2025 г.
FT: сокращения в научных ведомствах США приведут к росту цен на страховки

|
|
РИА Новости, 14 марта 2025 г.
Сокращения в научных агентствах США могут привести к росту цен на страховку - FT

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 14 марта 2025 г.
В «Госуслугах Авто» появился электронный полис ОСАГО для iPhone

|
|
Финмаркет, 14 марта 2025 г.
«Финам» повысил рейтинг акций UnitedHealth до «покупать»

|
|
Интерфакс, 14 марта 2025 г.
Совкомбанк подтвердил интерес к покупке активов в ряде секторов

|
|
РБК (RBC.ru), 14 марта 2025 г.
«Ренессанс страхование» ставит рекорд по прибыльности

|
|
Report.Az, Баку, 14 марта 2025 г.
Правительство планирует расширить пакет услуг ОМС в будущем

|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 марта 2025 г.
В Италии отложенный закон об обязательном страховании от природных катастроф вступит в силу 31 марта

|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 марта 2025 г.
Страховщики отвергают проект Eiopa по созданию общеевропейского инструмента страхования рисков имущества

|
|
Report.Az, Баку, 14 марта 2025 г.
Более 50 страховых агентов лишились лицензий в Азербайджане в прошлом году

|
|
Банковское обозрение, 14 марта 2025 г.
Активы страховых компаний «СК ГАЙДЕ» и «ГСК «Югория» объединят

|
|
Report.Az, Баку, 14 марта 2025 г.
Активы страхового сектора Азербайджана превысили 2 млрд манатов

|
|
Ведомости, 14 марта 2025 г.
Как упростить выплаты компенсаций за утечки персональных данных

|
|
Ведомости, 14 марта 2025 г.
Клиент всегда не прав?

|
|
Ведомости, 14 марта 2025 г.
Какие тренды определят развитие рынка страхования в 2025 году

|
 Остальные материалы за 14 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|